?

Log in

No account? Create an account

Предыдущая запись | Следующая запись

Придворные Арканы - Паж, Рыцарь, Королева и Король - всегда оставались для меня довольно загадочными картами. В реальных раскладах они обычно трактовались довольно успешно, но в одну систему сводились не очень охотно, и всегда оставалось ощущение, что я что-то упускаю. Отчасти это ощущение осталось и сейчас, но я решил изложить свои наблюдения тут, хотя бы в качестве промежуточного этапа.

Для меня Придворные Арканы всегда в первую очередь были символом сил и процессов, неких переходов между состояниями. Конкретные объекты и субъекты появляются уже в конкретных мастях, а вот абстрактные Пажи, Рыцари и т.д. - это что-то очень базово-архетипическое, на уровне законов механики или даже математических принципов и операций. И тем интереснее было найти хоть какую-то символику, при помощи которой я смог бы оперировать этими абстракциями напрямую. Помощь пришла из самого логичного источника, который только можно было представить - из трактатов по средневековой алхимии и работ Юнга о ней же. Помимо всего прочего, там есть упоминание стадий Великого Делания - нигредо, альбедо, цитринас и рубедо. Собрав информацию на эту тему, я понял, что Придворные Арканы очень хорошо показывают процессы переходов между этими стадиями. Именно с этой точки зрения я их тут и рассматриваю - это далеко не единственные возможные трактовки, просто те, с которыми мне удобнее всего работать на данный момент. Итак, идём по порядку:

Паж - стадия перехода к нигредо. В физическом смысле - процесс растворения, смешивания, создания однородной исходной массы. Придание всему раствору одной вязкости, плотности, температуры и всех прочих параметров. В психическом смысле - это проявление одной общей "темы", единая "окраска" всех психических процессов, выявление общего тона для всего, что происходит в сознании. Для каждой из стихий, о которых я писал в прошлый раз, проявляться это будет по-разному, но в любом случае будет ощущение, что психика вся настроена на одну волну. Применительно к людям это часто трактуется, как подчинённость некоей единой теме, иногда доходящая до детской восторженности по какому-то поводу.

По Юнгу стадия нигредо означает проявление Тени, работу с ней, и, в итоге, её принятие в качестве неотъемлемой и необходимой части психики. В данном случае можно сказать о проявлении и принятии какого-то конкретного аспекта Тени - например, идёт работа со всем планом эмоций или физических ощущений, без резкого отрицания "нет, это не моё, уберите сейчас же!". Для Пажа любой внутренний конфликт в его зоне ответственности - это призыв начать сводить противоположности, перемешивать их, создавать целостную картину, в которой все элементы на своих местах и никто резко не выбивается. Идеальное завершение данного процесса - интеграция Тени в данном аспекте, и высвобождение всех сил, принадлежавших ей.

Рыцарь - стадия перехода к альбедо. Физически - процесс дистилляции, фильтрации, очищения. Из однородной prima materia проявляется то, что должно стать чистейшим проявлением искомого вещества. Тут уже гораздо лучше видно, куда именно движется процесс - что отсеивается, а что остаётся. В психическом смысле всё абсолютно так же - из общего хаоса проступает не обязательно чёткая система, но хотя бы координатная сетка. Внутренний мир человека тут расширяется в том аспекте, за который отвечает соответствующая масть Аркана - он получает новое понимание, новые силы, новые цели и средства. Тут внимание концентрируется уже не только на определённой области жизни, но и на том, что именно и как именно в ней должно происходить - происходит отделение "правильного" от "неправильного" и "нужного" от "ненужного". Отнюдь не всегда это означает какой-то конфликт, но всегда означает чёткое ощущение направления движения.

По Юнгу это стадия сознательного проявления и интеграции Анимуса/Анимы - куда более деятельной, сложной и самостоятельной части психики человека. Не стоит путать этот этап с проявлением Самости - он необходим для её проявления, но отнюдь не является финальным. В случае успешного прохождения данного этапа человек получает определённый опыт, определённый контроль, он действительно может сознательно и успешно действовать в данной области. При этом насколько самостоятельно он принимает решения - вопрос открытый, и на данном этапе обычно даже ещё не ставится.

Королева - стадия перехода к цитринасу ("жёлтой" стадии, часто опускаемой в более современных алхимических трудах). Физически соответствует фазовому переходу (вода -> лёд), изменению состава и структуры получившегося вещества. В алхимической традиции обозначает способность превратить достаточно чистый металл в золото (альбедо соответствует способности получать серебро, но там речь идёт именно об идеальной очистке, а не о настоящей трансмутации). Тут процессы в основном идут самостоятельно, добавлять внешние силы или вещества не требуется, главное - создать условия, необходимые для данного процесса. В психическом смысле этот этап соответствует переработке и усвоению полученного опыта, часто незаметной внутренней работе. Здесь новые ступени понимания и контроля достигаются не за счёт превосходящей силы, а за счёт отточенного временем мастерства. Данный процесс, как и у Пажа, не имеет направления, и происходит по всей психике (по крайней мере, по всей той части психики, в которой проявляется соответствующая масть/стихия).

По Юнгу на данном этапе проявляется архетип "Мудрого Старца/Старухи". Здесь нет явного направления движения, кроме разве что "внутрь и наружу". Убираются лишние проблемы, блоки и сомнения, "спрямляются пути", все процессы резко набирают в своей эффективности, при том, что явные затраты сил могут даже снижаться. При успешном прохождении данного этапа человек достигает куда более глубокого понимания всего, что происходит внутри него - это не столько этап открытия новых вещей, сколько переосмысления уже известных, когда всё внезапно становится просто и понятно, вплоть до возникновения вопроса "как же я раньше этого не понимал?".

Король - стадия перехода к рубедо, финальной стадии Великого делания. Физически соответствует, например, процессу кристаллизации, и прочим процессам, проводящим к проявлению чётко выраженной внутренней структуры (чаще всего симметричной как минимум по одной оси). Алхимически соответствует этапу "проекции", на котором происходит полная трансмутация вещества в совершенный металл - золото, при этом качество исходного материала уже не имеет особого значения. Идеальный катализатор, философский камень может превратить в золото любой другой металл, и считается, что сила его не ограничена. В психическом смысле это этап достижения не только максимальной эффективности, но и максимальной независимости (от внешних сил) того аспекта психики, о котором идёт речь. То есть тут не только проявляется максимальное понимание происходящего, не только максимально возможный контроль, но и ощущение абсолютной направленности "в центр" / "из центра", без каких-либо неконтролируемых внешних влияний. Проще говоря, эту власть невозможно отнять, пересилить, сломать или как-то ещё обойти снаружи, без согласия её владельца.

По Юнгу этот этап соответствует проявлению Самости, актуализации личности человека. Самость в данном аспекте проявляется как Солнце - оно излучает свою энергию наружу, и никто не может ничего с этим поделать. Разумеется, в данном случае речь идёт не о полной актуализации, а о достижении новой ступени проявленности Самости в отдельном аспекте этой самой психики. Скажем, если всё Великое Делание можно сравнить с полным оборотом часовой стрелки по циферблату часов, то это - один оборот минутной, или даже секундной стрелки. При этом в данном аспекте сохраняется способность Самости к контролю над происходящим буквально в мистическом смысле. И, опять же, как и у Рыцаря, появляется ощущение направления, ощущение "правильности" и "нужности", только теперь это не какая-то абстрактная шкала, а система координат, жёстко привязанная к ощущению Самости в её центре. Рыцарь больше отвечает за "центробежные силы", а Король - за "центростремительные", если тут можно сделать такое грубое сравнение.

Опять же, все эти описания пока что не имеют особой прикладной ценности для работы с Таро, но в сочетании с описанием мастей/стихий, которое я сделал ранее, это даёт очень неплохое понимание каждого конкретного Придворного Аркана. Я, конечно, опишу каждый из Арканов отдельно, и постараюсь указать для каждого из них как классическую трактовку, так и алхимическую, и покажу, как одно получается из другого.

Comments

( 5 комментов — Откомментить )
telemach
14 июл, 2014 14:59 (UTC)
Встречала где-то на форуме толкование Придворных как процессов, и причем в форме, пригодной для конкретной мантики. Я же привыкла к толкованию их как ролей, но оно узковато. Интересно будет почитать ваши трактовки!
jade_wayfarer
14 июл, 2014 15:36 (UTC)
Ну я рассчитываю в ближайшие дни написать про конкретные Арканы, там, надеюсь, всё будет довольно наглядно. Тут больше сборник формул, как шпаргалка для дальнейшей работы )
telemach
14 июл, 2014 17:06 (UTC)
Будем ждать!
seahorski
14 июл, 2014 15:33 (UTC)
Да, для практики трактования недостаточно конкретизировано. Хорошо бы с примерами для тех, кто в алхимии не разбирается (это я про себя).
Однако общая тенденция развития интуитивно улавливается, спасибо.
jade_wayfarer
14 июл, 2014 15:41 (UTC)
Я честно стараюсь не залезать в дебри, но без наглядных примеров что-то объяснить тут действительно сложно ) Зато с ними вся система становится очень простым и удобным инструментом.

Я ленивый человек, мне несколько формул запомнить проще, чем 78 отдельных трактовок и ещё неизвестно сколько их сочетаний )
( 5 комментов — Откомментить )